Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
      Специализированная детско-юношеская
    спортивная школа олимпийского резерва
  по прыжкам на лыжах с трамплина и
лыжному двоеборью

Фотогалерея


Чемпионата и пе...

Денис Корнилов
госуслуги

Владимир Славский: "Юридически государство не имеет права вмешиваться в работу федераций, но практически - обязано это делать"

Юридически государство в лице Министерства спорта РФ не имеет права вмешиваться в работу спортивных федераций, но практически - обязано это делать. Такое мнение в статье, написанной специально для проекта «Сборная России-2014» высказал один из самых опытных отечественных руководителей спорта Владимир Славский, работавший председателем облспорткомитета, начальником управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР (10 лет) и президентом Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России (18 лет). В настоящее время Владимир Славский - вице-президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России. Агентство спортивной информации «Весь спорт» перепечатывает материал Владимира Славского без купюр.

«Я не сомневался, что Олимпийские игры в Сочи мы проведем на «отлично». Но одно предвидеть - другое увидеть. Организация, работа волонтеров, логистика, абсолютная четкость всех задействованных служб - все было удивительным, я нигде не заметил формализма. И, конечно, итог выступления сборной России, ее скачок за четыре года с 11-го места в Ванкувере на первое - это фантастика! Политика Министерства спорта РФ, направленная на создание условий развития для отстающих видов спорта, себя явно оправдала. Сейчас, конечно, можно говорить, что задел сделан, у нас есть возможность и на следующей Олимпиаде бороться за первое место. Но я возьму на себя смелость сказать, что это далеко не так. Планка взята очень высокая, и достичь ее на очередных Олимпийских зимних играх будет не просто. Даже беглый анализ говорит, что, несмотря на победу в Сочи, в нашем царстве зимних видов спорта не все так радужно. И очень важно именно сейчас, на пике эйфории обнажить эти проблемы. По итогам Сочи все должны получить свое: кому - вручить награды, а с кого - и спросить. Основные проблемы лежат на виду. И дело тут не в количестве хоккейных коробок или конькобежных дорожек, а в качестве их работы.

Первое и основное, что важно определить при анализе итогов Сочи: какова роль каждого региона и федерации в итоговой победе. Об этом надо сказать публично. Я много говорил, и готов повторить еще раз: ключи к победам на Олимпийских играх находятся в территориях. От того, насколько качественно готовится резерв, закладывается база, зависит, образно говоря, длина скамеек в национальных командах. Всем понятно, что единственная движущая сила в спорте - это конкуренция. В этом плане у нас - прыгунов и двоеборцев - полная катастрофа. Лучший двоеборец России - худший в мире. И одной из основных причин этого - базовая подготовка спортивного резерва. У наших двоеборцев она была запущена до такой степени, что сборники не могут даже правильно ходить на лыжах, не говоря уже о качественной функциональной готовности. А ведь в национальной команде наверстать упущенное на юношеском, юниорском, молодежном уровнях очень трудно, а порой и невозможно. Вот где - причина олимпийских неудач наших двоеборцев.

С прыжками на лыжах с трамплина немного легче, так как путь к достижению цели тут короче. В стране создана современная база в Чайковском (Пермский край), в Нижнем Тагиле и, естественно, в Сочи. Уже появилась талантливая молодежь. Тем не менее, сегодня практически во всех территориях, где должны развиваться прыжки, практически нет условий для подготовки олимпийского резерва. В предолимпийском цикле не работали трамплины в Москве, поэтому у столичных спортсменов не было возможности тренироваться дома. Как следствие, в 2013 году двоеборцы столицы впервые за 20 лет не были представлены на чемпионате и первенстве мира. И в Сочи-2014 в составе мужской сборной России по прыжкам на лыжах с трамплина москвичей не было. Впервые за всю историю развития этой дисциплины в столице.

В запущенном состоянии находятся учебно-тренировочные базы в Уфе, Казани, Лениногорске. В Санкт-Петербурге руководство городского спорткомитета никак не может определиться с учебно- тренировочной базой в Кавголово. В Нижнем Новгороде полностью отсутствует спортивная база и для прыгунов, и для двоеборцев. Влачат жалкое существование спортивные школы в Екатеринбурге, Томске, Кировске, Мурманске, Красноярске… Не хотят руководители этих центров развивать у себя прыжки на лыжах с трамплина и двоеборье.

Общественной организации, коей является Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России, трудно, а порой невозможно поднять территории на «подвиги». Об этом я в свое время сказал Владимиру Владимировичу Путину. Многие руководители регионов сидят и смотрят: выиграет Москва Олимпиаду или нет? В случае поражения крайних находят быстро - это министр спорта или руководители общероссийских федераций. В этом смысле на местах пока ничего не меняется. Вот почему сейчас очень важно оценить вклад в сочинский успех каждой территории в отдельности.

Есть и вторая, не менее важная проблема. Это работа самих общероссийских спортивных федераций. В общественном сознании они давно определились, как доминаторы, несущие ответственность за конечный результат. В то же время, жизнь показывает, что это далеко не так. Зачастую их работа организована колейно и келейно, не профессионально, а иногда и вовсе по принципу «как бог на душу положит». Так сложилось, что сегодня довольно значительное количество федераций возглавляют известные политики и бизнесмены. Но ведь всем ясно: какими бы умными менеджерами и процветающими бизнесменами они ни были, профессионально руководить развитием того или иного вида спорта они не в состоянии. Главные причины тому очевидны: отсутствие опыта и достаточного времени, чтобы заниматься этим серьезно. Чтобы профессионально управлять федерацией, необходимо постоянно находиться на рабочем месте и работать, работать, работать.

Есть и другие причины. Так, Министерство спорта России не в состоянии направлять деятельность федераций в нужное русло, ведь их президенты в силу своих руководящих амбиций сами во многом пытаются проводить политику «в верхах». Это, например, произошло в биатлоне, когда президент Союза биатлонистов России Михаил Прохоров публично оскорбил нашего министра спорта. Рано или поздно подобное должно было случиться. Ведь Прохоров и другие деятели, связанные со спортом только финансовой основой, думают именно так: «Мы сами себе хозяева». Они руководствуются личным опытом, приобретенным на основной работе, собственной интуицией, а чтобы сделать результат, необходимо иметь очень большие знания именно в той отрасли, куда они пришли. Чтобы понять, что происходит в руководимом тобою виде спорта, этим надо жить и всецело доверять профессионалам, предварительно разобравшись, кто является им на самом деле.

Юридически государство не имеет права вмешиваться в работу федераций, но практически, на мой взгляд, обязано это делать. Для этого есть все основания, поскольку финансирование национальных команд идет через Министерство спорта. Государство также строит новые спортивные объекты, содержит спортивные школы, обеспечивает наукой, медициной и всем остальным. Именно поэтому государство в лице Минспорта должно иметь рычаги влияния на федерации. Но это необходимо осуществлять в соответствии с законом и, конечно же, в сотрудничестве с бизнесом и спонсорами. Ведь сегодня наши федерации коренным образом отличаются от федераций, существующих за рубежом. У нас они никогда не жили без поддержки, не живут и еще долго не смогут жить. Возьмем, например, нашу Федерацию прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России. На нас десятилетиями никто не обращал внимания. Сегодня в прыжках на лыжах с трамплина и в лыжном двоеборье решены проблемы по двум основополагающим позициям - базе и финансированию. Причем пришло это через понимание сверху - от Министерства спорта России и руководства государства. Я понимаю, что в жизни случаются исключения, но это не отменяет того, что в любом виде деятельности всегда есть, как мы говорим, модельные характеристики, оптимальные варианты, основанные на опыте. Так вот, я уверен, что оптимальный вариант для наших федераций - это профессионалы у руля, опирающиеся на Попечительские советы.

Сегодня, благодаря правильной работе Министерства спорта России, сложилась как никогда благоприятная обстановка для создания единой структуры управления спортом в стране. За последние годы в спортивном мире России произошли знаковые события. Мы с блеском провели Олимпийские зимние игры в Сочи, Всемирную летнюю Универсиаду в Казани, чемпионат мира по легкой атлетике в Москве. Взялись за проведение чемпионата мира по футболу. Именно министерство и обязано объединить всех к достижению единых целей в будущем. Время показало, что в России удалось стабилизировать спортивное развитие. Пережив серьезные трудности и проблемы, общество почувствовало, что страна в лице Виталия Леонтьевича Мутко имеет министра, сознающего свою личную ответственность за все, что делается в спортивном развитии страны. Этого нам не хватало раньше.

На мой взгляд, только в сочетании личных и деловых качеств можно наиболее объективно оценить руководителя. Ведь от личности зависит многое, если не все. И в этом плане очень важно, кто приходит на руководящую спортивную работу, начиная с города, района и заканчивая спортивным министерством. Формула здесь простая.

Основополагающими критериями руководителя должен быть профессионализм, желание работать и чувство ответственности. Из всех отраслей народного хозяйства спортивная - единственная, которая является действительно общенародной. Отсюда и высокий уровень ответственности перед обществом. Сегодня большой спорт - это конкуренция, бизнес, политика и, конечно же, престиж нации. И нашей стране важно сохранять и приумножать спортивные традиции. Поэтому главный упор необходимо делать на развитие детского и юношеского спорта. Это закон спортивного развития: мастера рождаются из кандидатов, а кандидаты - из разрядников. А если разрядников брать неоткуда, кто будет защищать честь России на спортивных аренах мира?

Главным и важнейшим механизмом развития спорта должно стать возрождение Спартакиады народов России. Это не только приведет спортивную систему страны в движение, но и станет одним из мощных катализаторов для объединения всей нашей многонациональной Родины. А высшее спортивное мастерство, в основном, должно быть сконцентрировано в центрах олимпийской подготовки. Именно им предстоит стать местом развития современных технологий в подготовке спортсменов самого высокого уровня. Пора уже давно отказаться от сравнений с другими странами по имеющимся бассейнам и хоккейным дворцам. Конечно, чем их больше, тем лучше, но где качество? Всем необходим результат. И всем понятно, что государство - не бездонная бочка. Думаю, необходимо остановиться и задуматься: чего мы хотим? Соревноваться на Олимпийских играх за общекомандную победу или с другими странами за количество спортсооружений? Ответ очевиден: на первое место будет поставлен престиж страны. Вывод: в первую очередь необходимо создать условия для тех видов спорта, которые их пока вообще не имеют, чтобы появилась возможность достойно выступать на Олимпийских играх по полной программе. А с тех, кому уже созданы такие возможности, постоянно спрашивать за качество работы.

На сочинской Олимпиаде наше спортивное сообщество получило неоценимый опыт, из которого очень много полезного можно взять для подготовки спортсменов России к будущим Играм. В данной ситуации очень важно сосредоточиться, закрепиться и оттолкнуться от завоеванного рубежа. Мы все время догоняем (и не только в спорте), но это сложно, трудно и очень затратно. Американцы из девяти завоеванных в Сочи золотых медалей пять добыли в тех видах дисциплинах, которые дебютировали в олимпийской программе. Мы - две, что тоже неплохо. Но нам нужно не только внимательно следить за современными тенденциями, но и прибавлять в видах спорта, которые всегда считались нашей «коронкой». В частности, в лыжных гонках, биатлоне, конькобежном спорте, не говоря уж о хоккее. Вот где резервы!»

«Весь спорт», 04.03.2014